Женские образы французских комиксов (bande dessinée)
Женские образы французских комиксов (bande dessinée)
Аннотация
Код статьи
S207987840020073-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Шмелев Дмитрий Викторович 
Аффилиация: Казанский (Приволжский) федеральный университет
Адрес: Российская Федерация, Казань
Шмелева Людмила Михайловна
Аффилиация: Казанский (Приволжский) федеральный университет
Адрес: Российская Федерация, Казань
Аннотация

В статье анализируется история женских персонажей французских комиксов (bandedessinée). Хронологически исследование охватывает период с начала XX в. до начала XXI в., от создания альбомов, рассказывающих об истории Бекасины до альбомов, посвященных приключениям Лорелин. Анализируя историю развития женских персонажей, авторы отметили, что феминизация французских bandedessinée совпадает с хронологией трех этапов развития феминизма. Данное обстоятельство нашло отражение в специфике женских персонажей комиксов, чертах их характера, образе действий и гендерных отношениях. Более того, истории женских персонажей в bandedessinée явились отражением социальной и культурной обстановки определенного времени, изменения юридического и гражданского статуса женщины, трансформации ее роли в обществе и стремления к реальному равноправию. Персонаж Бекасины, хотя и вписывается в рамки традиционных гендерных отношений и социальной роли женщины во Франции начала XX в., вместе с тем отражает начало «бунта», попытку выйти за отведенную роль, познать внешний мир. Образ Лили в этом контексте более современен и больше отражает послевоенный дух «прекрасной эпохи», ознаменованный процессом женской эмансипации. В любом случае, у обоих персонажей есть выбор — играть зарезервированную для них обществом социальную роль, или выйти за патриархальные рамки. По сути, это первые яркие персонажи bandedessinée, вставшие на путь эмансипации. Вторая волна феминизма вносит свой вклад в эволюцию женских персонажей bandedessinée. Героини комиксов 1960—1970-х гг. отражают итоги сексуальной эмансипации послевоенных десятилетий. Это прослеживается в образе Барбареллы, но также и в поведении и образе жизни Адель (несмотря на помещение ее в совершенно иной исторический контекст). В отличие от Бекасины и Лили, они уже не скованы рамками традиционных патриархальных отношений, социальным и культурным конформизмом, выражая стремление изменить мир. Наконец, к периоду третьей волны феминизма мы можем отнести два альбома, рассказывающие о морских приключениях Изы и космических приключениях Лорелин. Как и случае Адель, современный персонаж Изы, перенесенный в контекст XVIII в., привносит и современное толкование вопросов рабства, сексизма, мужского доминирования. В альбомах серии «Валериан и Лорелин» женский персонаж – Лорелин впервые становится центральной фигурой серии, что позволяет нам говорить о завершении феминизации bandedessinée.

Ключевые слова
Франция, феминизм, комикс, bande dessinée, Бекасина, Лили, Барбарелла, Адель Блан Сек, Иза, Лорелин
Классификатор
Получено
16.03.2023
Дата публикации
30.06.2023
Кол-во символов
39936
Всего подписок
13
Всего просмотров
315
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2023 год

Библиография

1. Абрамс Л. Формирование европейской женщины новой эпохи. 1789—1918. М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2011.

2. Брайсон В. Политическая теория феминизма. М.: Идея-Пресс, 2001.

3. Брандт Г. А. Современный феминизм // Адам и Ева. Альманах гендерной истории. 2003. № 6. С. 148—198.

4. История женщин на Западе: в 5 т. Т.V: Становление культурной идентичности в XX столетии / под общ. ред. Ж. Дюби, М. Перро, под ред. Ф. Тебо; науч. ред. перевода Н. Л. Пушкарева. СПб.: Алетейя, 2015.

5. Пушкарева Н. Л. Гендерная теория и историческое знание. СПб.: Алетейя, 2007.

6. Репина Л. П. Гендерная история: проблемы и методы исследования // Новая и новейшая история. 1997. № 6. С. 41—58.

7. Bard Ch. Les Filles de Marianne. Histoire des féminismes, 1914—1940. P.: Fayard, 1995.

8. Blum F. Le féminisme sous la Troisième République: 1914—1939. L’impact de la guerre sur les mouvements de femmes // Matériaux pour l’histoire de notre temps. 1985. № 1. P. 12—15.

9. Christin P., Mézières J.-C., Barets S. Comment tout a commencé // Valérian et Laureline, l’intégrale volume 1. P.: Dargaud, 2007.

10. Christin P., Mézières J.-C., Barets S. C’est la Lune final // Valérian et Laureline, l’intégrale volume 2. P.: Dargaud, 2008.

11. Christin P., Mézières J.-C., Barets S. Mézières ou l’art de la bande dessinée // Valérian et Laureline, l’intégrale volume 3. P.: Dargaud, 2009.

12. Couderc M.-A. Bécassine inconnue P.: CNRS, 2000.

13. Davreux H. Bécassine ou l’image d’une femme. P.: Ed. Labor, 2006.

14. Fourment A. Histoire de la presse des jeunes et des journaux d’enfants, 1768—1988. P.: Ed. Eole, 1987.

15. François Bourgeon (“Les Passagers du vent” / “Le Cycle de Cyann“): “Je n’ai jamais perdu de vue le côté ludique de mon métier”. [Электронный ресурс]. URL: https://www.actuabd.com/Francois-Bourgeon-Les-Passagers-du (дата обращения: 03.02.2022).

16. Gaumer P. Dictionnaire mondial de la bande dessinée. P.: Larousse, 1998.

17. Harris R. “The Child of the Barbarian”: Rape, Race and Nationalism in France during the First World War // Past and Present. 1993. № 141. P. 170—206.

18. Lehembre B. Bécassine, une légende du siècle. P.: Hachette-Livre, 2005.

19. Lipani Vaissade M.-Ch. La révolte des personnages féminins de la bande dessinée francophone // Le Temps des médias. 2009. № 12. P. 152—162.

20. Le Siècle des féminismes / E. Gubin, C. Jacques, F. Rochefort, B. Studer, F. Thébaud, M. Zancarini-Fournel. (dir.). P.: L’Atelier, 2004.

21. Van De Casteele Schweitzer S. Le mouvement féministe en France après la Deuxième guerre mondiale // Matériaux pour l’histoire de notre temps. 1985. № 1. P. 15—19.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести